Субъекты управления государственными финансами

Управление финансами — это целенаправленная деятельность государственных структур, связанная с практическим использованием финансового механизма. Такая деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Общее управление системой финансов реализуют высшие органы власти и управления.

Субъекты управления финансами на государственном уровне

Президент — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое парламентом, назначает министра финансов РФ. представляет Госдуме кандидата на должность председателя ЦБ РФ.
Парламент — устанавливает налоги, сборы и неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (бюджетный и налоговый кодексы).
Правительство — контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
Министерство финансов — обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики, осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, организует разработку и исполнение федерального бюджета, осуществляет финансовый контроль за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом — организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера.
Федеральная налоговая служба (ФПС России) — осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетный фонд налогов, сборов и других платежей.
Федеральная служба по финансовым рынкам — способствует деятельности участников фондового рынка, контролирует их деятельность, тем самым увеличивает поступление средств в бюджет. 1 сентября 2Ο13 г. служба была упразднена. Ее функции перешли введение Центрального банка
Центральный банк — осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует денежно-кредитные отношения в стране и деятельность кредитных органов и институтов.
Счетная палата — ведет контроль за выполнением финансового законодательства и федеральными денежными средствами, проводит финансовую экспертизу (оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета), контролирует состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Счетная палата — юридическое лицо. Возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на 6 лет, и заместителями председателя, назначаемыми Советом Федерации также на 6 лет. Коллегия Счетной палаты также включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по 6 аудиторов. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации; например, контрольно-счетная палата Московской городской думы.
Федеральное казначейство — осуществляет контроль за доходной и расходной частями федерального бюджета в процессе его исполнения, за состоянием государственных финансов в целом, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ, за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.