5h66

Государственные финансы

Базовые риски формирования экономических потерь

6 Ноя , 2015  

Сокращение экономических потерь финансовых ресурсов становится жизненно важным элементом экономической политики государства. Пройденная пятилетка показала, что ключевым источником долгосрочного финансирования отечественных финансово-хозяйственных структур были зарубежные финансовые рынки. Существующее Стоит отметить, что на сегодняшний день геополитическое обострение привело к «фактическому закрытию для большинства российских компаний доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках…». Поэтому основными источниками финансирования имеющихся инвестиционных потребностей российского бизнеса становятся внутренние сбережения. Они же будут использоваться и для погашения накопленного внешнего долга. Все это придает стратегическое значение борьбе с экономическими потерями (далее – ЭП) финансовых ресурсов, особенно в сфере гособоронзаказа. О необходимости решения этой проблемы говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию в декабре 2Ο14 г.: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам надо так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».
Объем экономических потерь финансовых ресурсов в значитœельной степени зависит от уровня проявления следующих четырех рисков, которые жестко увязаны с экономическими потерями и в целом с финансовой безопасностью России:

1. Риск получения доходов преступным путем.
2. Риск отмывания доходов, полученных преступным путем.
3. Риск противодействия получению преступных доходов.
4. Риск противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Умелое применение риск-ориентированного подхода к проблеме сокращения потерь финансовых ресурсов позволит обеспечить эффективное использование имеющихся инструментов в борьбе с экономической преступностью. Исходя из общего определения риска как действия, направленного на преодоление неопределенности в условиях обязательного ограниченного выбора, а также определения субъекта и объекта риска, данного в статье И. Баранова и В. Слезко, обозначим субъекты и объекты перечисленных выше рисков. В данном случае мы рассматриваем четыре высоко агрегированных риска, включающих в себя определенное количество субъектов и объектов, а также имеющих разные последствия или экономические потери.
Риск получения доходов преступным путем (ППД) – преступное действие, направленное на получение доходов. ОБЪЕКТ РИСКА: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное обналичивание денежных средств, хищение бюджетных средств путем перечисления аффилированным структурам и т.д. В соответствии с Рекомендациями ФАТФ, эти объекты рисков называют предикатными преступлениями. В Уголовном кодексе РФ, например, существует целый раздел VIII «Преступления в сфере экономики», который подразделяется на несколько глав: 21. «Преступления против собственности»; 22. «Преступления в сфере экономической деятельности»; 23. «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Существующие в них статьи со 158 до 2Ο4, за исключением статей 174 и 174.1, в наилучшей степени отражают весь спектр объектов риска получения доходов преступным путем.
СУБЪЕКТ РИСКА: физические лица, юридические лица, преступная группа, преступное сообщество. Последствия для субъекта риска: положительные – значительный рост доходов физических и юридических лиц, необоснованный рост конкурентоспособности субъектов рынка; отрицательные – штраф, лишение свободы, принудительные работы, лишение права заниматься определенным видом деятельности и т.д. Риск отмывания доходов, полученных преступным путем (ОД), – преступное действие, направленное на введение в законный оборот преступных доходов.
ОБЪЕКТ РИСКА: вывод доходов в офшоры, инвестиционная деятельность, приобретение недвижимости, антиквариата и т.д. В Уголовном кодексе РФ существуют две статьи, связанные с легализацией (отмыванием): 174 – «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»; и 174.1 – «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».
СУБЪЕКТ РИСКА: физические лица, юридические лица, преступная группа, преступное сообщество. Последствия для субъекта риска: положительные – значительный рост доходов физических и юридических лиц, необоснованный рост конкурентоспособности субъектов рынка; отрицательные – штраф, принудительные работы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д. Риск противодействия получению преступных доходов (ПППД) – действие, направленное на пресечение получения преступных доходов.
ОБЪЕКТ РИСКА: действия, направленные на пресечение получения преступных доходов – борьба с проституцией и наркоманией, пресечение торговли оружием, организация оперативной работы по экономическим преступлениям и т.д.
СУБЪЕКТ РИСКА: государство в целом как субъект рынка, правоохранительные органы (основной субъект риска), Росфинмониторинг, Банк России, надзорные органы, другие министерства и ведомства России, физические лица, юридические лица.
Последствия для субъекта риска: положительные – снижение уровня преступности, снижение уровня социальной напряженности, снижение уровня коррупции, обоснованный рост производительности труда и конкурентоспособности российской экономики, укрепление национальной безопасности, рост жизненного уровня государственных служащих; отрицательные – рост криминогенной обстановки, снижение темпов роста общественного производства, значитœельное снижение эффективности государственных расходов, возникновение социальной напряженности, снижение жизненного уровня государственных служащих и т.д.
Риск противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (ПОД), – действие, направленное на пресечение легализации (отмывания) преступных доходов.
ОБЪЕКТ РИСКА: действия, направленные на пресечение легализации (отмывания) преступных доходов: организация оперативной работы по экономическим преступлениям, мониторинг финансовых потоков, организация надзорной деятельности, организация внутреннего контроля и т.д.
СУБЪЕКТ РИСКА: государство в целом как субъект рынка, Росфинмониторинг (основной субъект риска), Банк России, надзорные органы, правоохранительные органы, другие министерства и ведомства России, физические лица, юридические лица.
Последствия для субъекта риска: положительные – рост эффективности использования бюджетных средств, обоснованный рост производительности труда и конкурентоспособности российской экономики, укрепление национальной безопасности, рост жизненного уровня государственных служащих; отрицательные – снижение темпов роста общественного производства, значитœельное снижение эффективности государственных расходов, возникновение социальной напряженности, снижение жизненного уровня государственных служащих и т.д.
Давая характеристику рисков с точки зрения их субъектов, объектов и последствий, в теорию и практику оценки рисков необходимо ввести еще два понятия: зона распространения риска и зона распространения последствий риска. Это позволит провести четкую грань между субъектами риска и субъектами, попадающими в зону распространения последствий риска, что необходимо для проведения качественной оценки рисков и выработки мер по их нейтрализации. Все перечисленные выше риски имеют свой определенный уровень проявления или вероятности. Причем уровни этих рисков взаимосвязаны между собой. И если между риском получения доходов преступным путем и риском отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, существует прямая зависимость – чем выше уровень одного риска, тем выше уровень и другого риска, – то уровень риска противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, направлен в противоположном направлении от первых двух. Чем выше риски противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, тем ниже уровень риска получения доходов преступным путем и их легализации. Другими словами, если уровень риска получения и легализации преступных доходов низок, то количество преступлений в экономической сфере значитœельно вырастет, так как заниматься этим будет более безопасно. И только снижение риска противодействия отмыванию доходов сможет изменить эту негативную тенденцию. Взаимосвязь рисков в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, можно представить схемой взаимодействия рисков и экономических потерь в сфере ПППД и ПОД.

Из схемы видно, что первоочередной задачей в сфере финансовой политики государства становится обеспечение низкого уровня рисков противодействия получению и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Выполнить данную задачу можно путем распределения ресурсов по наиболее уязвимым объектам вышеперечисленных рисков. Данное обстоятельство выдвигает необходимость в оценке рисков всеми субъектами рисков, как основными, так и неосновными. В соответствии с функциями, возложенными на Росфинмониторинг, ведомство выступает основным субъектом риска противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Указом Президента на него возложены функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Следовательно, ему и оценивать риски, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (риски получения преступных доходов, риски легализации, риски противодействия получению преступных доходов, риски противодействия легализации).
Основным субъектом рисков противодействия получению преступных доходов выступают правоохранительные органы. Следовательно, к их компетенции следует отнести оценку рисков, связанных с получением преступных доходов. Таким образом, представляется целесообразным в систему сокращения экономических потерь финансовых ресурсов включить подсистему оценки перечисленных рисков, базирующуюся на субъектах и объектах рисков, субъектах зоны распространения рисков и оценке их положительных и отрицательных последствий.

Источники:
1. И.М. Баранов, В.В. Слезко. Теоретические аспекты определения экономических потерь и рисков /Вестник университета №1Ο. 2Ο15.
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2Ο18 г. (новая редакция) (утв. Правительством РФ 14.Ο5.2Ο15).
3. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2Ο14 г. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Росфинмониторинга. – Режим доступа: http//www.fedsfm .ru.
4. Указ Президента РФ от 13.Ο6.2Ο12 № 8Ο8 (ред. от 2Ο.Ο1.2Ο15) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Слезко В.В. Базовые риски формирования экономических потерь // Финансовая безопасность №1Ο/2Ο15.

, , ,

By



Comments are closed.